
Сегодня я буду препарировать игру, принадлежащую к знатному стратегическому роду. Подумать только, Sid Meier’s Civilization зародилась 19 лет назад и возможно является самой долгоживущей игровой серией в истории компьютерных игр. За прошедшее время разработчики выпустили 4 части Civilization, не считая аддонов, а также игры Sid Meier’s Alpha Centauri и сугубо консольного проекта Civilization Revolution. Все предыдущие игры серии пользовались успехом и внесли значительный вклад в развитие жанра глобальных пошаговых стратегий. Сможет ли новая Цивилизация повторить успех? Ответ попробуем найти в нашем обзоре.
Преемственность
Сначала немного информация для тех, кто в танке и никогда не слышал и не играл ни в одну игру серии. Цивилизация представляет собой пошаговую стратегию. Вам в управление даётся ни много ни мало целый народ, которым вы должны управлять на протяжении нескольких тысячелетий. Игра стартует в 4000 году до нашей эры, Вы начинаете с одним поселенцем, ваши подданные не умеют даже читать и не знают ничего кроме натурального хозяйства. Со временем вы осваиваете близлежащие территории, открываете колесо, письменность и обработку железа, строите новые города, дороги, фермы и шахты. Одним словом, создаёте Цивилизацию.

У вас есть соперники – другие нации. С ними можно воевать, но можно и сотрудничать. В игре есть несколько способов достичь победы. Можно попробовать банально всех завоевать, а можно наоборот стараться со всеми дружить и, в конце концов, одержать дипломатическую победу. Можно сконцентрироваться на науке и выиграть космическую гонку, а можно развивать культуру и превратить своё государство в рай на земле. Грамотный руководитель обязательно приведёт свой народ к величию тем или иным способом. Концепция Цивилизации остаётся неизменной вот уже 19 лет и 5-я часть не исключение.

Экран настройки игры, играть будем за Екатерину.
И реформы
Несмотря на выше написанное в новой игре серии присутствует много изменений сильно влияющих на геймплей. Сильнее всего изменились военные действия. Во-первых, карта мира теперь разделена не на квадраты, а на шестиугольники, во-вторых, в одной клетке может находиться только один боевой юнит (в том числе и в городах), в-третьих, теперь некоторые виды войск могут атаковать через клетку и даже через две. Чувствуете, куда ветер дует? Наконец-то необходимо возводить эшелонированную оборону, прикрывать лучников и артиллерию пехотой.

Москва возникла на территории Франции в 4000 году до нашей эры, удивительно!

Город-государство Эдинбург просит избавить его от нападений варваров. Ах да, ещё больше увеличилась дифференциация боевой эффективности между войсками разных исторических эпох. Так что теперь ваш прокачанный по самое не балуйся мечник уже не сможет навалять танку. Осада городов стала куда более сложным занятием. Последние научились обороняться и без войск, а раз в ход защитники могут и обстрелять расположившегося неподалеку врага. Старая тактика, нагнать в одну клетку десяток танков и давить ими город пока он не падёт, теперь не возможна и нам на помощь приходят бомбардировщики и массированная арт. подготовка.

В новой Цивилизации города могут сами за себя постоять.

Экран дипломатии. После непродолжительной войны Бисмарк просит мира. Взамен предлагает кучу ништяков. А ведь это он на меня напал. Война стала гораздо более сложным и интересным делом, чем раньше. За новую боевую систему 5-я Цивилизация заслуживает однозначной похвалы. Ура товарищи! Перейдём к внутренней политике. Тут тоже нововведений хватает. Ускорять строительство юнитов и строений в городах больше нельзя. Зато можно их сразу же и мгновенно покупать за золото. Значение этого нововведения трудно переоценить. При наличии тугого кошелька вы можете за один ход построить в любом городе сразу все доступные сооружения. Границы города, как и раньше, расширяются при наборе определённого количества очков культуры, но теперь участки земли можно и выкупать.

Для перевозки сухопутных юнитов больше не требуются транспорты.

Экран социальной политики. Обратите внимание на бонус за введения коммунизма. Разработчики явно не равнодушны к марксизму-ленинизму. Дороги теперь требуют денег на содержание, так что опутать всё империю сетью дорог – дорогое удовольствие. С другой стороны, если город не связан со столицей торговым маршрутом, он приносит значительно меньший доход в казну. Так что теперь приходится думать: протянуть ли к новому городу дорогу или дешевле будет построить в нём порт. Связанные железнодорожной сетью города получают солидный бонус к производству, хотя содержание железных дорог и влетит в копеечку. Полностью изменилась система социальной политики. В новой Цивилизации она почти не зависит от ваших научных достижений, а зависит от... культуры.

Чтобы города приносили доход, их нужно связывать со столицей торговыми путями.

Игра периодически радует вас различной статистикой. Перед нами список государств с самыми.. кхм.. “толстыми палками”. Система похожа на прокачку талантов в каком-нибудь World of Warcraft. При накоплении определённого уровня очков культуры вы получаете левел-ап и одно очко социальной политики. Существуют 10 веток развития вашего общества, вы можете выбрать какие из них развивать, а какие нет. Некоторые ветки друг с другом не сочетаются (например, нельзя одновременно вкладывать очки в ветки “Свобода” и “Автократия”). Для получения очередного левел-апа каждый раз требуется всё больше и больше очков, но и это ещё не всё. Дело в том, что количество культуры, требуемое для получения вожделенных очков помимо прочих условий прямо пропорционально количеству городов, а значит строить огромные империи с множеством мелких поселений теперь крайне не выгодно.

Среди Чудес Света есть и наш Кремль.

Война в новом исполнении. Моя Артиллерия накрывает вражеских мушкетёров за три клетки. В это время моя пехота спокойно отсиживается в крепости. Как же теперь быть с захватываемыми у противника городами? Стирать их с лица земли? Необязательно. Дело в том, что теперь захваченный город не обязательно присоединять к своей империи. Гораздо лучше создать в нём марионеточное правительство. Вы не можете руководить таким поселением напрямую, он управляется компьютером, но при этом приносит вам определённый доход и самое главное никак не влияет на количество очков культуры необходимых для улучшения социальной политики.

Атомный взрыв во всей красе.

На мир можно смотреть и вот так. В игре появились малые города-государства. За них нельзя играть и они не соревнуются с игроком за победу, но зато могут принести большим империям ощутимую выгоду. Наладьте с ними хорошие отношения и получите доступ к полезным ресурсам, а также бонусы к культуре, росту населения или периодические подарки в виде бесплатных юнитов. Кстати о ресурсах. Они как и прежде делятся на стратегические и предметы роскоши, но теперь стали даже важнее чем раньше. Обеспечить потребности огромной империи одним единственным месторождением нефти теперь не удастся, так что готовьтесь к серьёзным столкновениям из-за ресурсов. Напоследок упомяну появление в игре так называемых природных Чудес Света. К ним относится, например, японская гора Фудзияма. Застолбите территорию вокруг подобного чуда, и оно принесёт вам приятный бонус.

Вы будете смеяться, но в игре появились ”Гигантские Смертоносные Роботы”.

Дерево науки. Нанотехнологии благополучно изучены, Чубайс получает орден.
Пятна на солнце
К сожалению, у новой Цивилизации есть недостатки. Причём, самые серьёзные из них возникли буквально на ровном месте. Больше всего нареканий вызывает дипломатия и ИИ. В игре больше нельзя торговать технологиями. Можно лишь проводить совместные научные исследования, но это всё равно не то. Непонятно чем руководствовались разработчики, но играть маленькой культурной державой из-за этого очень трудно, так как вы рискуете навсегда остаться в каменном веке, и, в конце концов, вас просто завоюют технологически продвинутые соседи. Дальше больше, в игре нельзя обмениваться картами. Скорее всего, вы будете завершать игру с неисследованным миром даже на картах среднего размера, про большие я лучше промолчу. Странно ведёт себя ИИ. Он неохотно идёт на сотрудничество, может ни с того ни с сего объявить войну, хотя сам находится на противоположном конце мира, а затем сдаться и отдать тебе половину своих городов. Не буду высказывать претензий по поводу графики (она осталась на уровне 2005 года), но вот с тормозами делать что-то надо. На компьютере полностью соответствующему рекомендуемым системным требованиям на поздних стадиях игра очень долго думает над каждым ходом. И это на карте стандартного размера, что будет в игре при большом размере мира лучше даже не думать. Также из игры полностью исчезла религия. А жаль, засылать миссионеров в 4-ой части было очень занятно.

Долгожданная победа.
Итого
Чего же в игре больше, плюсов или минусов? С одной стороны интересная боевая система и улучшенная экономическая составляющая, социальная политика и города-государства, а с другой тормоза, кастрированная дипломатия и чудаковатый ИИ. Думаю, достоинства всё-таки перевешивают недостатки, и поиграть в Civilization 5 стоит. Тем более что альтернатив то как бы и нет.
Плюсы
- Играть по-прежнему интересно. - Экономическая, социальная и военная модели были переработаны и улучшены по сравнению с предыдущей частью.
Минусы
- ИИ иногда ведёт себя неадекватно. - Дипломатическая система хуже, чем в 4-ой части. - Игра подтормаживает даже на рекомендуемой конфигурации.
30.09.2010, 10:35
Сид Меер
Хорошая рецензия, спасибо. «Гигатские Смертоносные Роботы» улыбнули.