Продолжим разговор о том, что такое фотография
Ее эмоциональную составляющую мы рассмотрели в
статье, открывшей нашу новую рубрику. Настало время понять ее физическую сущность. И вот тут, мои жаждущие открытий друзья, вас ждет разочарование. Суть фотографии до обидного проста, она заключается в количестве света, попавшем на чувствительный к этому свету элемент. Спешу вас утешить — перед нами тот редкий случай, когда простота является признаком гениальности.
Разберем ее по косточкам...
Чувствительный элемент современной цифровой фотокамеры — это матрица. Она пришла на смену фотопленке и представляет собой настолько сложную штуку, что пока мы не будем на ней останавливаться. Кроме того, матрицы большинства фотоаппаратов для нас, новичков, как китайцы — пока хорошенько не приглядишься, все на одно лицо. Сама фотокамера, как и в прежние времена — это штуковина, с помощью которой мы получаем нужное нам (именно нужное нам!) количество света на чувствительный элемент. Вот мы и подошли к самому главному.
Да будет свет!
Свет, а точнее его количество является основным фактором, влияющим на результат фотосъемки. Наша задача — научиться дозировать эту абстрактную субстанцию на матрицу нашей фотокамеры. И не важно, что вы решите фотографировать: негров, пишущих черными чернилами в черной комнате, или белого медведя, поедающего мороженое на льдине.
С этого места поподробнее...
Для того, чтобы «отмерить» нужное количество света, есть три основных параметра — чувствительность матрицы (ISO), величина отверстия в объективе (диафрагма) и время, на которое мы это отверстие открываем (выдержка). А теперь задачка из жизни: есть вода, мука и яйца. Вы смешали эти три продукта и получили тесто. В зависимости от того, в какой пропорции были смешаны продукты, ваше тесто может сгодиться для пельменей, блинчиков, может вообще ни для чего не сгодиться или послужить основой вашего собственного стиля в искусстве, простите, рецепта в кулинарии. О чем это я? Ах, да, вода, мука и яйца, это то же, что ISO, диафрагма и выдержка. Я не очень сложно объясняю?
Сколько вешать в граммах
Есть одна особенность — настройка одного из трех параметров обязательно влияет на другие. Возвращаясь к метафоре про тесто, можно было бы добавить условие, что приготовить нужно, например, 5 килограммов теста. То есть, уменьшая количество воды, надо добавить муки или яиц и т. п. Индивидуальность каждого фотографа во многом зависит от умения манипулировать этими параметрами. Чтобы не промахнуться с общим количеством (помните, нам надо ровно 5 кг теста), в современных фотокамерах есть подсказка. Называется она экспозиция, а представляет собой шкалу обычно от −2 до +2, и бегунок, который сдвигается либо в одну, либо в другую сторону от нуля, говоря нам о том, на сколько мы отклонились от нужных нам пяти килограммов. Регулируя уже известные нам параметры, вы контролируете, чтобы значение экспозиции равнялось нулю.
Почти голые цифры
ИСО (ISO)
100 <...............o...............> 3200 |
100 |
Золотая середина |
3200 |
— Низкая чувствительность к свету — (плохо) Надо много света для хорошего снимка |
— Высокая чувствительность к свету — (хорошо) Можно снимать в плохо освещенном пространстве |
— Низкая зернистость изображения — (хорошо) Хорошее качество изображения при печати больших форматов |
— Крупные зерна на изображении — (плохо) Чем больше формат печати изображения, тем худшего оно качества |
Фотографируем девушек, загорающих на пляже, пирамиды в свете дня |
Фотографируем классного парня вечером в кафе, ужин при свечах с любимой |

Для снимка слева использовали 100 ISO, для снимка справа — 3200 ISO.
Диафрагма
F1.4 <...............o...............> F22 |
F1.4 |
Золотая середина |
F22 |
Большое отверстие |
Маленькое отверстие |
|
— На матрицу попадает много света — (хорошо) Можно снимать в плохо освещенном пространстве |
— На матрицу попадает мало света — (плохо) Недостаточно света для хорошего снимка |
— Размытый задний фон — (хорошо) Снимок не засоряется предметами заднего плана — (плохо) Трудно «поймать» в фокус движущийся предмет |
— Четкий задний фон — (хорошо) При съемке получается четкое изображение от переднего до заднего плана — (плохо) Лишние предметы на заднем плане отвлекают внимание от основного объекта |
Делаем портреты красивой девушки без толпы поклонников, расположившейся позади нее |
Снимаем друзей на фоне горы Hollywood |

Диафрагма F2.8. Задний фон размыт.

Диафрагма F22. Задний фон можно разглядеть.
Выдержка
1/2000 сек <...............o...............> 30 сек |
1/2000 сек |
Золотая середина |
30 сек |
Короткая выдержка, открытие затвора на короткое время |
Длинная выдержка, открытие затвора на долгое время |
|
— На матрицу попадает мало света — (плохо) Недостаточно света для хорошего снимка |
— На матрицу попадает много света — (хорошо) Можно снимать в плохо освещенном пространстве |
— Четко просматриваются все детали — (хорошо) Можно «остановить» движение — (плохо) Фотография смотрится как стоп-кадр фильма |
— Движущиеся детали размыты — (хорошо) Передаем ощущение движения — (плохо) Даже малейшее дрожание камеры приводит к нечетким снимкам |
Снимаем компромат на карточного шулера, «ловим» в кадр играющих детей |
Фотографируем друг друга во время прыжка с парашюта, снимаем движение на ночной автотрассе |

Выдержка 1 сек. Впечатление движения. (Фото
Hughes500)

Выдержка 1/2000 сек. Раз, два, три, серфингист замри! Сработало, он и правда замер. (Фото
konaboy)
Еще немножечко пояснений
Диафрагма и выдержка — это две противоположности. Увеличивая одну, надо уменьшить другую. Производители фотокамер давно придумали, как сделать этот процесс более удобным для нас. Изменение диафрагмы и выдержки происходит пошагово. Один шаг в сторону увеличения диафрагмы должен компенсироваться одним шагом в сторону уменьшения выдержки и наоборот. Один шаг означает изменение количества света в два раза. Определение параметра ISO можно отдать в распоряжение вашего умного фотоаппарата, выбрав автоматический вариант настройки. Когда вы достаточно освоитесь с диафрагмой и выдержкой, можно будет усложнить себе задачу, устанавливая ISO вручную. Вообще, современная фотокамера настолько умна, что все настройки может делать за нас. Я говорю об автоматических режимах съемки. Они хороши, когда вы торопитесь или когда из классного фотографа снова хотите превратиться в обычного кнопочконажимателя. Не поддавайтесь этому искушению надолго. Ручная настройка дает нам гораздо больше возможностей для интересной съемки. Немного практики, и вы будете уверены в этом так же, как и я. Предельные значения ISO, диафрагмы и выдержки могут отличаться у разных моделей фотокамер. Это не относится к минимальному значению ISO, оно у всех фотокамер равно 100. Экспериментируя с настройками, не используйте встроенную вспышку. Многих это удивит, но она годится только для съемки в яркий солнечный день, помогая сгладить резкие тени. Для обычной съемки ее используют только дилетанты, а вы, если дочитали до этого места, к ним уже не относитесь. Удачных снимков вам, Самсонова Анна Руководитель проекта
mamafot.ru
12.11.2010, 11:05
innotka
Интересный материал, спасибо.