Мне, как человеку, выросшему вдали от морей, никогда ранее не приходилось видеть подводных лодок. А уж побывать внутри, этого глубоководного корабля, даже и не мечталось!

Оказывается, одна черная субмарина омывается тихими водами Химкинского водохранилища и приглашает всех любознательных на свой борт.
Подлодка Б-396 проекта 641 Б, под названием "Новосибирский комсомолец", была заложена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде.
Подлодка несла службу с 1980 по 1998 года в Атлантическом океане, на Средиземном море и в Норвежских морях.
В 2000 году подлодка была доставлена буксиром в Северодвинск, а в апреле 2001 — отправлена в цех на переоборудование.
Внутренняя обстановка подводной лодки претерпела минимальные изменения, после чего в 2003 году была торжественно спущена на воду в качестве музея.

Длина лодки — 90 м, погружение на глубину — 300 метров, имеет 1 якорь.
Ширина — 8,6 м.
Осадка — 5,9 м.
Экипаж — 78 человек
Глубина погружения — 300 м
Автономность — 80 суток
Количество торпед — 24
Дальность — 15000 миль
Скорость хода — надводная: 13,5 / подводная: 16 узлов (шифр "Сом", по классификации NATO - «Tango class»), относится к лодкам 2-го поколения отечественного судостроения.
Лодка состоит из 7 отсеков: торпедный, два жилых и аккумуляторных, ЦПУ, дизельный, электромоторный, кормовой и жилой.

На экскурсию можно попасть только группой не менее 10 человек, дети с взрослыми. Группа собирается у входа в музей. Лучше идти в выходной день, тогда вероятность того, что группа наберется быстро, больше.

Рядом с подводной лодкой на набережной выставлены также военный самолет-амфибия и катер.

Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через тамбур-вход.

В нашей группе преобладали мужчины всех возрастов. Двое, как оказалось, бывшие подводники.
Экскурсовод - настоящий адмирал, судя по выправке. Интересно было всем. Час пролетел. Все ходили с открытым ртом.

Первый отсек — торпедный.

Переходы на лодке осуществлялись через люки, они сохранены, но добавлены традиционные двери, где проходят посетители. Торпедные отсеки снаружи закрыты, а внутри лодки 6 торпедных устройств, доступны для осмотра.
В этом отсеке находятся и водолазные костюмы, которые использовались при необходимости.
Здесь же были и спальные места военнослужащих, но их сняли, так как негде было бы разместиться посетителям.

Лодка могла выстрелить сразу 6-ю торпедами, каждая из которых наведена на разные цели поражения.

Сюрреализм технических штучек, очень живописно!

Сейчас вся подводная лодка напичкана кондиционерами, а подводникам приходится дышать не очень свежим воздухом.

В отсеке представлен спасательный гидрокостюм подводника для выхода членов экипажа в аварийных ситуациях через торпедные аппараты.

Экскурсия одна из самых интересных, на которых мне удалось побывать. Очень рекомендую, особенно если в семье есть мальчики. Все можно потрогать, посидеть в штурманском кресле, попрыгать через люк, позвонить в рынду.

Кстати! Что такое рында знаете? Уверены?

Второй отсек — жилой, аккумуляторный.

Здесь демонстрационный зал с техникой для лекций. Желающие могут задраить люки.

Каюты экипажа и кают-компания.

Отдельная каюта капитана, обстановка строгая, никаких излишеств.

Каюты офицеров.

Изолятор (медицинский) и гальюн.

Третий отсек — центральный пост управления.
В отсеке две палубы. На верхней — центральный пост с локальными постами, штурманской, гидроакустической и радиолокационной рубками.

Капитанская рубка с разнообразными навигационными устройствами.

Радиорубка слева и камбуз справа.

Камбуз маловат. Коку не позавидуешь. В такой тесноте приготовить завтрак, обед, ужин на 78 человек. Ежедневно, на протяжении нескольких месяцев!

Питание подводников было качественным и разнообразным. Вспомнился продпаёк моего мужа на Севере. Да, было время.

Четвертый отсек — жилой, аккумуляторный.

В отсеке две палубы: верхняя и нижняя. На верхней палубе расположен выставочный зал — "Музей истории развития дизельных подводных лодок", а также макет подводной лодки 641Б проекта в масштабе 1:40 (в разрезе).

Пятый отсек — дизельный.

Здесь показан дизель правого борта с обслуживающими системами.

Шестой отсек — электромоторный.
В отсеке электродвигатель правого борта и обслуживающие системы.

Прохождение в люк требует определенной сноровки. Желаете попробовать? Дети в восхищении!

Да что там дети.

Седьмой отсек — кормовой, жилой.

На верхнюю палубу нельзя без спасательных жилетов. А так хотелось...
Но возможность все-таки есть, хоть и
виртуальная.

На подволоке отсека расположен штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды.

Спальные места матросов.

В отсеке — общекорабельные системы, механизмы и устройства, а также спальные места команды.

Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, что позволило приподнять корабль на 4 метра и сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.
06.09.2012, 9:30
333
Такая же есть в Гамбурге.