Ее эмоциональную составляющую мы рассмотрели в статье, открывшей нашу новую рубрику. Настало время понять ее физическую сущность.
И вот тут, мои жаждущие открытий друзья, вас ждет разочарование. Суть фотографии до обидного проста, она заключается в количестве света, попавшем на чувствительный к этому свету элемент. Спешу вас утешить — перед нами тот редкий случай, когда простота является признаком гениальности.
Разберем ее по косточкам...
Чувствительный элемент современной цифровой фотокамеры — это матрица. Она пришла на смену фотопленке и представляет собой настолько сложную штуку, что пока мы не будем на ней останавливаться. Кроме того, матрицы большинства фотоаппаратов для нас, новичков, как китайцы — пока хорошенько не приглядишься, все на одно лицо.
Сама фотокамера, как и в прежние времена — это штуковина, с помощью которой мы получаем нужное нам (именно нужное нам!) количество света на чувствительный элемент. Вот мы и подошли к самому главному.
Да будет свет!
Свет, а точнее его количество является основным фактором, влияющим на результат фотосъемки. Наша задача — научиться дозировать эту абстрактную субстанцию на матрицу нашей фотокамеры. И не важно, что вы решите фотографировать: негров, пишущих черными чернилами в черной комнате, или белого медведя, поедающего мороженое на льдине.
С этого места поподробнее...
Для того, чтобы «отмерить» нужное количество света, есть три основных параметра — чувствительность матрицы (ISO), величина отверстия в объективе (диафрагма) и время, на которое мы это отверстие открываем (выдержка).
А теперь задачка из жизни: есть вода, мука и яйца. Вы смешали эти три продукта и получили тесто. В зависимости от того, в какой пропорции были смешаны продукты, ваше тесто может сгодиться для пельменей, блинчиков, может вообще ни для чего не сгодиться или послужить основой вашего собственного стиля в искусстве, простите, рецепта в кулинарии.
О чем это я? Ах, да, вода, мука и яйца, это то же, что ISO, диафрагма и выдержка. Я не очень сложно объясняю?
Сколько вешать в граммах
Есть одна особенность — настройка одного из трех параметров обязательно влияет на другие. Возвращаясь к метафоре про тесто, можно было бы добавить условие, что приготовить нужно, например, 5 килограммов теста. То есть, уменьшая количество воды, надо добавить муки или яиц и т. п. Индивидуальность каждого фотографа во многом зависит от умения манипулировать этими параметрами.
Чтобы не промахнуться с общим количеством (помните, нам надо ровно 5 кг теста), в современных фотокамерах есть подсказка. Называется она экспозиция, а представляет собой шкалу обычно от −2 до +2, и бегунок, который сдвигается либо в одну, либо в другую сторону от нуля, говоря нам о том, на сколько мы отклонились от нужных нам пяти килограммов. Регулируя уже известные нам параметры, вы контролируете, чтобы значение экспозиции равнялось нулю.
Почти голые цифры
ИСО (ISO)
100 <...............o...............> 3200
100
Золотая середина
3200
— Низкая чувствительность к свету
— (плохо) Надо много света для хорошего снимка
— Высокая чувствительность к свету
— (хорошо) Можно снимать в плохо освещенном пространстве
— Низкая зернистость изображения
— (хорошо) Хорошее качество изображения при печати больших форматов
— Крупные зерна на изображении
— (плохо) Чем больше формат печати изображения, тем худшего оно качества
Фотографируем девушек, загорающих на пляже, пирамиды в свете дня
Фотографируем классного парня вечером в кафе, ужин при свечах с любимой
Для снимка слева использовали 100 ISO, для снимка справа — 3200 ISO.
Диафрагма
F1.4 <...............o...............> F22
F1.4
Золотая середина
F22
Большое отверстие
Маленькое отверстие
— На матрицу попадает много света
— (хорошо) Можно снимать в плохо освещенном пространстве
— На матрицу попадает мало света
— (плохо) Недостаточно света для хорошего снимка
— Размытый задний фон
— (хорошо) Снимок не засоряется предметами заднего плана
— (плохо) Трудно «поймать» в фокус движущийся предмет
— Четкий задний фон
— (хорошо) При съемке получается четкое изображение от переднего до заднего плана
— (плохо) Лишние предметы на заднем плане отвлекают внимание от основного объекта
Делаем портреты красивой девушки без толпы поклонников, расположившейся позади нее
Снимаем друзей на фоне горы Hollywood
Диафрагма F2.8. Задний фон размыт.
Диафрагма F22. Задний фон можно разглядеть.
Короткая выдержка, открытие затвора на короткое время
Длинная выдержка, открытие затвора на долгое время
— На матрицу попадает мало света
— (плохо) Недостаточно света для хорошего снимка
— На матрицу попадает много света
— (хорошо) Можно снимать в плохо освещенном пространстве
— Четко просматриваются все детали
— (хорошо) Можно «остановить» движение
— (плохо) Фотография смотрится как стоп-кадр фильма
— Движущиеся детали размыты
— (хорошо) Передаем ощущение движения
— (плохо) Даже малейшее дрожание камеры приводит к нечетким снимкам
Снимаем компромат на карточного шулера, «ловим» в кадр играющих детей
Фотографируем друг друга во время прыжка с парашюта, снимаем движение на ночной автотрассе
Выдержка 1 сек. Впечатление движения. (Фото Hughes500)
Выдержка 1/2000 сек. Раз, два, три, серфингист замри! Сработало, он и правда замер.
(Фото konaboy)
Еще немножечко пояснений
Диафрагма и выдержка — это две противоположности. Увеличивая одну, надо уменьшить другую. Производители фотокамер давно придумали, как сделать этот процесс более удобным для нас. Изменение диафрагмы и выдержки происходит пошагово. Один шаг в сторону увеличения диафрагмы должен компенсироваться одним шагом в сторону уменьшения выдержки и наоборот. Один шаг означает изменение количества света в два раза.
Определение параметра ISO можно отдать в распоряжение вашего умного фотоаппарата, выбрав автоматический вариант настройки. Когда вы достаточно освоитесь с диафрагмой и выдержкой, можно будет усложнить себе задачу, устанавливая ISO вручную.
Вообще, современная фотокамера настолько умна, что все настройки может делать за нас. Я говорю об автоматических режимах съемки. Они хороши, когда вы торопитесь или когда из классного фотографа снова хотите превратиться в обычного кнопочконажимателя. Не поддавайтесь этому искушению надолго. Ручная настройка дает нам гораздо больше возможностей для интересной съемки. Немного практики, и вы будете уверены в этом так же, как и я.
Предельные значения ISO, диафрагмы и выдержки могут отличаться у разных моделей фотокамер. Это не относится к минимальному значению ISO, оно у всех фотокамер равно 100.
Экспериментируя с настройками, не используйте встроенную вспышку. Многих это удивит, но она годится только для съемки в яркий солнечный день, помогая сгладить резкие тени. Для обычной съемки ее используют только дилетанты, а вы, если дочитали до этого места, к ним уже не относитесь.
Удачных снимков вам, Самсонова Анна
Руководитель проекта mamafot.ru
Диафрагма и выдержка — это две противоположности. Увеличивая одну, надо уменьшить другую.
Категорически не согласен!
12.11.2010, 12:25
G
Необязательно)))
12.11.2010, 13:34
й
Минимальное значение ISO может быть и меньше 100 ;-)
12.11.2010, 18:23
Владимир
Только на digicam (мыльницах) на DSLR (зеркальные) минимум – 100
14.11.2010, 17:02
ололо!
«не зеркальная» значит не фотокамера? :D
22.12.2010, 21:49
Rokotansky
Владимир, Olympus E-10, E-20 ISO от 80, Nikon (с D70, если не ошибаюсь) – от 50
12.11.2010, 13:35
Джидидай
А может «штуковина, с помощью которой мы получаем нужное нам количество света на чувствительный элемент» это не фотокамера, а фотообъектив?…
И давайте мы сначала научимся снимать классные фотографии, а потом уж говорить, что мы «классные фотографы»….
Смешная подача материала.
14.11.2010, 17:04
ололо!
солидарен.
13.11.2010, 11:58
Gugu
очень познавательно, спасибо!
13.11.2010, 12:59
Bye
что-то на фотке с F22 сильно фон замылен.. обычно при 11-13 пейзажи снимают свободно. может, объектив специфический..
вообще, раз рубрика про фотографию и технику фотосъемки, стоит фотки выкладывать если и не в оригинальном разрешении, то хотя бы с сохраненной EXIF информацией, чтоб можно было параметры съемки для снимка посмотреть
03.05.2011, 14:49
EnterLife
Вы абсолютно правы насчёт замыленности фотографии при диафрагме F22. Это связано с аберрационным размытием, в размере диафрагмы тоже имеет место быть золотая середина и найти её проще всего опытным путём.
25.12.2010, 13:48
Bublos
вообще бестолковый материал
пользы ноль
17.05.2011, 22:02
Iona
Отлично! Очень просто и понятно! А про «аберрационное размытие» это вы зажгли конечно, блеснули так сказать умом, но здесь это неуместно, ибо статья предназначена для начинающих фотографов, как мне показалось.
05.07.2011, 22:29
Sura
Нормальная подача материала… Для новичков в самый раз, а «профи» такие разделы могут вообще не посещать…
На счет ISO согласна…
Материал полезный, большое спасибо автору!
05.07.2011, 22:33
Sura
На счет ISO согласна с «й» и с «Rokotansky».
26.09.2014, 14:33
Анна
Здравствуйте, у меня Canon 1100d вспышка Yong/560ii (БЕЗ TTL) подскажите где на вспышке мощность импульса? в настройках не могу понять. Хочу поснимать в кафе.подскажите средние настройки
12.11.2010, 11:05
innotka
Интересный материал, спасибо.