Знакомьтесь — это огромный шагающий экскаватор. Официальное название этого монстра звучит так: Горно-вскрышной комплекс «Стойленский-2», или проще, по-чешски, — KU-800.

Работает такое чудо техники в недрах карьера Стойленского ГОКа и за сезон своей работы отправляет на отвалы более трех миллионов кубометров вскрышной породы.
Панорама карьера Стойленского ГОКа — одного из ведущих российских производителей железно-рудного сырья. Сегодня глубина карьера достигает 335 метров (по высоте больше, чем Москва-Сити).

KU-800 хорошо видно практически с любой точки карьера.

Фотографируя экскаватор вблизи, я столкнулся с проблемой кадрирования — объект съемки никак не хотел влезать в кадр.

Общая масса KU-800 — 3,5 тысячи тонн. Это сравнимо с весом 100 вагонов метро.

Диаметр роторного колеса — 11 метров, вылет стрелы – 41 метр.

С одним из механиков участка горно-вскрышного комплекса я отправился на экскурсию по экскаватору.

Сказать, что размеры машины впечатляют — не сказать ничего.

Экскаватор работает в карьере комбината почти сорок лет. Первые детали комплекса стали поступать на сборочную площадку Стойленского рудника еще в 1971 году.

Сборка длилась около трех лет, а пусконаладочные работы велись несколько месяцев.

Схемы и документы были переведены с чешского и зачастую не полностью. Чтобы вникнуть в непривычные названия, над папками бумаг приходилось просиживать ночами. Иван Толмачев, механик участка горно-вскрышного комплекса: «Да, это был тяжелый период запуска. Не до конца отработаны электрические схемы. Пришлось их изменять, по новой монтировать, много было отказов в электрических цепях, а затем были они упрощены, всё пришло в норму и отказов стало значительно меньше.»
Действительно, бесконечные реки проводов пронизывают экскаватор вдоль и поперек.

В некоторых местах приходилось протискиваться боком. А я как раз приехал в новых джинсах и темной футболке, умник.

Кабина оператора. Сквозь отражения видно роторное колесо.

Сейчас таких экскаваторов на территории бывшего Советского Союза только два. Один в карьере Стойленского ГОКа, другой — в одном из карьеров Украины.

Путешествие по лестничным галереям. В первые годы работы экскаватора механикам частенько приходилось преодолеть не одну сотню ступеней, чтобы найти причину отказа того или иного узла. Электросхема экскаватора оказалась далекой от совершенства.

Заползая на последние ступеньки, я с отдышкой пожаловался на некоторую усталость от быстрого восхождения.
— Это нормально, считай, что ты только что по лестнице залез на 17-этажный дом. Высота экскаватора — 51 метр.

На KU-800 есть несколько кранов: 35-тонный на стреле, две монтажные тележки по 15 тонн и два консольно-поворотных крана.

Невероятное зрелище — висящие в воздухе многотонные конструкции. В машинном зале на высоте размещены энергетические агрегаты и помещения персонала, есть даже ремонтный отсек с токарным станком.

Путешествуя по лабиринтам экскаватора, создается ощущение, что ты на подводной лодке.

Ночью KU-800 выглядит как космическая станция протосов.

Горно-вскрышной комплекс Стойленского ГОКа — это не один только роторный экскаватор, это еще и километры конвейерных линий, несколько перегружных пунктов и отвалообразователь.
С отвалообразователем экскаватор соединяется транспортерной лентой длиной до 8 км, которая тянется по периметру карьера. По транспортерной ленте от экскаватора до отвалов вскрышная порода движется более 20 минут.

Повезло подъехать в момент пересменки, когда экскаватор стоял без работы.

Четверо рабочих вышли посмотреть на очередную группу фотографов.

По словам одного из механиков, если брать по человеческим меркам, то экскаватор в расцвете сил. Недавнее обследование металлоконструкций чешскими специалистами подтвердило, что до пенсии исполину еще далеко.

Работающее роторное колесо и человек для масштаба.

Конвейерная линия, уходящая на отвалы.

«Устаете работать в офисе за компьютером? Приходите к нам!»

И в завершении рассказа фотография с взрывных работ в карьере. В углу кадра стоит KU-800.
06.10.2011, 14:17
bober
Люблю у вас такие статьи! давайте побольше! еще бы видео с работы его!