Fresher

Лучшее из Рунета за день !
Разместить рекламу

Вася Ложкин — гений стёба


Вася Ложкин — гений стёба «Есть чо пожрать?» В Москве, в ЦДХ открылась выставка Васи Ложкина. «…Порой бывает страшновато, но всё же это сказка с хорошим концом». Вася Ложкин о своём творчестве Миры Васи Ложкина — неприглядны и страховиты. На первый взгляд. Из-за угла на вас глядят полубезумные бабки с вилами и топорами; недоделанные буратино митингуют, пьют горькую и печалятся о своей деревянной судьбине, а глазастые ощеренные котики правят Вселенной. Однако всё это — сказки со счастливым концом. Так полагает сам автор. Хотя, сказки ли? Художника Ложкина многие обожают, считая его «народным гением эпохи постмодерна» и наиболее точным выразителем нашей занятной современности. Он рисует так, как… мы видим. Другие — столь же ретиво его ненавидят за беспрестанный и всё уравнивающий стёб, за попытки надо всем грубо посмеяться. Карнавализированная действительность — этакий перевёртыш, совсем по Михаилу Бахтину — высокое обращается забавным и даже глупым, а градус пафоса — неизбежно падает, о чём бы ни заходила речь. Ложкин не щадит никого и ничего — космос, нефть, женщин, экологию… Смыслы переиначиваются, подчиняясь игре слов. Вспомните хотя бы его «Даму в вечернем туалете», где в роли собственно дамы выступает всё та же сурово-комичная бабка, а вечерний туалет здесь понимается вполне буквально — брутальный деревенский сортир (как положено — с сердечком), вечер, звёзды и луна. Дама-бабка настороженно выглядывает из своего укрытия, а на заборе повис ночной гость — зверски улыбающийся медведюшка. Наверное, сверхсерьёзный гражданин усмотрит здесь издёвку над русской деревней, бабьей долей и тотемным символом. Тема туалета покажется ему скабрёзной, а дама — нарочито безобразной. «Можно ли так рисовать наших матерей и бабушек?» Приходилось слышать, что Ложкин — этакий либеральный русофоб, обсмеивающий «всё святое». Мол, плохо оструганные буратины — это мы с вами, да и агрессивные свиньи с нездоровым огоньком в глазах — понятно дело, снова мы же. Ложкин? О, да. К тому же, ещё с бородкой и в очочках. Иной раз похож на уездного доктора «…эпохи Керенского». Упаднический стиль. Типично и — …взрыв эмоций даже по этому поводу! Но не всё так скучно. Вася Ложкин — гений стёба «Дама в вечернем туалете» В своё время мне довелось узнать и такое мнение о Ложкине — он может быть понят исключительно в России и только на данный момент времени. Художник-однодневка в пределах отдельно взятой… почти-шестой-части-суши. Я не буду спорить о важности и нужности мирового признания и памяти в веках, вместе с тем могу привести один, весьма схожий пример. Саркастического бытописателя английского житья-вытья Уильяма Хогарта тоже обзывали «слишком современным» или даже «рисовальщиком на потребу дня», однако же, по его карикатурным сюжетам сейчас учатся даже историки моды, а многие его вещи понятны без пояснений не только в Англии. Если честно, Вася Ложкин действительно — очень русский (sic!) автор и, наверное, он, в отличие от Хогарта или, например, от более знакомого нам Херлуфа Бидструпа, потребовал бы некоторого перевода и расшифровки. Вася Ложкин — гений стёба «Высшая точка» Например, потому что Буратино — это персонаж русско-советской культуры, почти фольклорный герой, хотя, и был когда-то частично списан с иноземного, так сказать, чуждого нам Пиноккио. А вот котики — они всегда и везде котики. Истовый культ оных возник ещё в Викторианской Англии, но окончательно оформился и отлился в бронзу с началом интернетизации населения, когда каждая уважающая себя кото-владелица принялась выкладывать фотографии своего любимца на страницы блога. Вася Ложкин — гений стёба «Слава буратине» …Итак, в Центральном Доме Художника на Крымском валу сейчас проходит выставка под названием «Ляпотаааа!». Действительно, практически непереводимо, хотя — печатно и цензурно. Интересная деталь — на открытии экспозиции я встретила многих своих знакомых, которые никак между собой не связаны — это были настолько разные, больше того — полярные — люди, что постепенно становилось ясно, почему Ложкина иной раз именуют ещё и «народным художником». Понятный всем (нравится — не нравится, это уже вопрос десятый). Считываемый большинством. Просто кому-то сие смешно, другим — печально, третьим — оскорбительно, а вот четвёртые начинают искать потаённые знаки и метафизические смыслы. Впрочем, сам художник пишет на страничке персонального сайта: «В творчестве не люблю обобщений, поэтому на моих картинах всё конкретно — если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, это не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда». Зато всем интересно даже и без метафор. Так сказать, творчество — для широких народных масс и вечно-мятущейся интеллигенции. Забавно, что эту «массовость-народность», а всеобщую любовь и так далее ему приписывают едва ли не чаще, нежели «оголтелую русофобию». Именно поэтому его картины очень часто используют в качестве иллюстраций к своим статьям и коммунисты, и либералы, и всякие прочие безлошадно-безбашенные анархисты. Вася Ложкин — гений стёба «Время новостей» Сам Ложкин много раз говорил и даже писал у себя на сайте, что собственно рисовать он не умеет. Если считать умением — правильное изображение ноги Аполлона или натюрморта с тыквами и придушенной дичью — то да. Но всё-таки в наши времена (ох, уж эта «эра постмодерна»!) важным представляется совсем другое. Каноничного реалиста нынче никто не любит. Правда, никто и не ругает. Так он и пишет из года в год свои правильные стога на фоне аутентичных бабушек (ну, или наоборот). На самом деле, Ложкин умеет рисовать — тому пример абсолютная узнаваемость создаваемых им образов. Его дебиловатых пионеров, маньяков-докторов и агрессивных, но жалких зайчиков вы ни за что и ни с чем не спутаете. Они столь же устойчивы, как пудрено-розовые маркизы Буше, атлеты Дейнеки, летающие парочки Шагала или, например, кустодиевские купчихи. Как Монро от Энди Уорхола. Вы можете не знать фамилию автора, но вы точно вспомните, что это — тот самый, который… Вася Ложкин — гений стёба «Пока смерть не разлучит нас» Итак, экспозиция. Ложкин верен себе. Мы снова видим неумолимых бабушек (топоры и вилы прилагаются) и таких же брутальных дедушек — скованные одной цепью муж и жена с картины «Пока смерть не разлучит нас». Интересно наблюдать за реакцией зрителей. Вот перед холстом «Цыц, баба!» расположились две хипстерши феминистского вида — пацанские рубахи, бесполые джинсы, рюкзачки и никакой косметики. В руках — по гаджету. Они фотографируются на фоне картин, чтобы тут же выложить сие в Инстаграм, на Фейсбук или в Твиттерок. Обозначить себя-прекрасных на культурном мероприятии. Так вот, «Цыц, баба!» — громадный медведь обращается к гипотетической особи дамского пола. Посмеяться? Нет! Хипстерши принимаются булькать: они уже записывают Ложкина в «мужские шовинисты» и «сексисты». Ещё меньше радости им доставляет «Сон в летнюю ночь» — дебелая рыжая фемина спит и видит своё простое бабье счастье в вид усатых мотыльков-кавалеров. Идём далее… «У самочек мясо вкуснее», — говорят хищные подвальные котики, пытаясь поймать за ногу проходящую девицу в мини-юбке. Вася Ложкин — гений стёба «У самочек мясо вкуснее» Вася Ложкин — гений стёба «Цыц, баба!» Трогательный триптих «Ватничек» — снова из кошачьей жизни. Безусловно, с намёком на людей. Занимательные перевёртыши — сначала ватник сделался приметой оголтелого и бездумного русофильства, сопряжённого с низким уровнем интеллекта — как это понимали креативно-продвинутые зверушки. Люди-ватники не голосуют за Навального, орут «Крым — наш!» и в каждом совестливо-рукопожатном западнике видят госдеповскую нечисть. Потом патриотически настроенная интеллигенция восприняла этот предмет одежды, как некий, совершенно неоскорбительный образ — люди в ватниках это необязательно зэки. Это могут быть колхозники, дачники или, например, работники тыла в годы войны. Началось заигрывание с символом в стиле «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы». И, разумеется, «Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!» Поэтому «Ватничек» звучит нынче особенно остро. Итак, перед нами котики-ватники, этакие провинциально-деревенские жители, что-то вроде персонажей фильма «Любовь и голуби». Безусловно, жизнь их непрезентабельна и без ананасов в шампанском, да уж какая есть. Вася Ложкин — гений стёба Ватничек Кто-то, возможно, усмотрит в этом тонкую (а может даже слишком явную) насмешку над «быдлом», у которого вся жизнь чётко расписана — от неумелого флирта на фоне кондовой природы до создания очередной ячейки общества. А кому-то покажется, что автор жалеет своих героев (как, например, это постоянно делал Гоголь) или даже восхищается ими. Красота — в глазах смотрящего. Каждый видит то, что может видеть — как говорится, в меру своей испорченности. Или вот: «Колбасы на всех не хватит!». Снова пир животных и ещё один великий символ — в разрезе рыба оказывается… «Любительской» колбасой. Ещё в советские времена бытовала присказка: «Лучшая рыба — это колбаса». Обыватель жадно затоваривался этим условно-мясным продуктом, считая его присутствие в холодильнике — несомненным признаком достатка. В перестроечную эпоху наши сатирики много и однообразно шутили насчёт колбасного рая на просвещённом Западе, а современные споры о жизни в Советском Союзе чаще всего сводятся к теме всё той же колбасы. Почему именно она, а не, к примеру, сыр — никому не ведомо. Однако Ложкин довольно-таки часто использует этот устойчивый символ в своих работах, и на выставке представлена только одна из бесчисленных фантазий на тему. Опять же — неясно, да и, по большому счёту, неважно, издевается ли автор над культом колбасы или, напротив, опровергает его наличие, низводя всё до рисованного анекдота. Вася Ложкин — гений стёба Колбасы на всех не хватит Ближайший литературный аналог картинам Васи Ложкина — это басня. Вошедшие в пьяный раж, котяры, орущие «Ща пойдём на дискотеку!» — это мальчики из городских низов, что именуется «пацаны с района». Выписывается свинья, но подразумевается — такой же неблагодарный, грязный хомо-сапиенс. На мой взгляд, центральной картиной экспозиции можно назвать сюжет с хрестоматийным, набившим оскомину, названием «Пора валить» — три безобразных поросёнка спешат по направлению к космической ракете, помышляя смыться с загаженной ими же планеты. В руках у них — коричневые чемоданы с узнаваемой, хотя и завуалированной, символикой одной из популярных в гламурной среде фирм. Пора валить — это нынче мода у креативного меньшинства и прочих неудавшихся «узников совести», которых никто не собирается сажать, хотя они и очень стараются. Демонстративный отъезд с непременным «прощальным письмом» в блоге или даже в газете. Мол, не могу жить в обществе, где попираются… (далее идёт пространный и пафосный список того, что именно попирается). Свинья всегда полагает, что если она перебежит в иной хлев и переляжет на свежую солому, то жизнь её тут же изменится к лучшему — из Хавроньи она превратится в Сивку-Бурку или ещё в какого-нибудь оленёнка Бэмби. Да-да. Я помню, что Ложкин не любит обобщений и аллегорий, но так уж строен зритель и особенно искусствовед — ему обязательно хочется достроить изначальный смысл, который, возможно, был иным. (Представляю, как бесился бы Пушкин, если бы ему дали почитать измышления литературоведов, филологов, и особенно — школьников об его Евгении Онегине). Автор — создаёт, зрители/читатели — алчно набрасывается. Иной раз — дерзко и со своими «тараканами», но такова участь мастера — отдавать на растерзание толпе своих любимых героев. Вася Ложкин — гений стёба Ща пойдём на дискотеку! Вася Ложкин — гений стёба Пора валить Космическая ракета «Закат» с бородатым, напоминающим Распутина, космонавтом «…Штурмует твердь небесную». Жестокие и усатые милиционеры арестовывают плюгавого любителя «Запрещённой литературы». Бабка просит жуткого Ангела Смерти взять с собой котика. Стёб на грани цинизма, но, тем не менее, не скатывающийся в цинизм. Это нелёгкая задача — соблюсти баланс, пройти по «лезвию бритвы». Можно ли считать депрессивной картину «Какое небо голубое»? Небо-то, как раз, серо-закопчённое, а единственным светлым, вселяющим надежду пятном выглядит голубой воздушный шарик. Серия картин на тему нефти, которая тут представляется в качестве некоего «русского народного смысла». Газированная нефть, потребляемая пионером, а ещё — «нефтюшка от бабушки Пульхерии», но кроме того — «на еловых шишках» и ещё всенепременная — «от сглаза и порчи». Помимо остросоциальных и узнаваемых фабул, можно увидеть по-детски сказочный сюжет «Время укладываться в спячку» — на этот раз медведи совсем не оскаленные, а вполне благодушные… Вася Ложкин — гений стёба Штурмует твердь небесную Вася Ложкин — гений стёба Небо голубое Вася Ложкин — гений стёба «Безотцовщина»
Нравится? Жми:
Источник
31.12.2014

Комментарии (2)

01.01.2015, 18:13

Дядя Алекс

02.01.2015, 11:58

пинта виски

Добавить комментарий

Воздержитесь от ненормативной лексики и от оскорблений в чей-либо адрес –такие комментарии будут удаляться.




123, 122, 121, 120, 119, 118, 117, 116, 115, 114, 113, 112, 111, 110, 109, 108, 107, 106, 105, 104, 103, 102, 101, 100, 99, 98, 97, 96, 95, 94, 93, 92, 91, 90, 89, 88, 87, 86, 85, 84, 83, 82, 81, 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70, 69, 68, 67, 66, 65, 64, 63, 62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1