Принято считать, что в СССР все было серым и однотипным, от брюк до автомобилей. Отчасти с этим можно согласиться — плановая экономика не оставляла дизайнерам большого пространства для маневра. Но не все так однозначно.
Французский фотограф Фредерик Шобэн как-то наткнулся на фотографию здания Министерства автомобильных дорог в Тбилиси и так впечатлился смелостью архитектурных решений, что взялся за фотопроект о футуристической архитектуре СССР 70-90-х годов. Семилетнее странствие по бывшим советским республикам вылилось в прекрасную фотокнигу под названием Cosmic Communist Consructions Photographed (дословно — «Сфотографированные космические постройки коммунизма»).

Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР. В предисловии отмечается, что автор хотел продемонстрировать неожиданную вспышку воображения советских архитекторов. В отличие от ранних лет существования СССР, в градостроительстве отчетного периода не прослеживается единый стиль. Шобэн считает разброс архитектурной мысли признаком распадавшейся политической системы.

Дача Президиума Верховного Совета СССР на озере Севан, Армения.

Дворец бракосочетания в Бишкеке, Кыргызстан. «У каждого режима была собственная, строго определенная эстетика. Она создавала для архитекторов границы дозволенного. Но то, что начало происходить с 70-х годов, можно назвать стилистическим взрывом», — говорит фотограф.

Институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург.

Кинотеатр «Россия» в Ереване, Армения. В общей сложности в книге представлены 90 сооружений. И каждое из них буквально дышит идеями прогресса и мощи Советского Союза.

Дворец бракосочетания в Тбилиси, Грузия.

Политехнический институт в Минске, Беларусь. При этом приведенные архитектурные шедевры оставляют двоякое впечатление. То ли это утопия — неотвратимость светлого будущего, когда СССР будет диктовать моду всему миру. То ли антиутопия, в которой само здание Дома Советов будто следит за каждым человеком, подобно Большому Брату из романа Оруэлла.

Дом Советов в Калининграде.

Памятник жертвам немецких оккупантов, Каунас, Литва.

Крематорий в Киеве. Стоит заметить, Шобэн явно относится к Советскому государству с настороженностью и недоверием. Это сквозит в его статье для The Architectural Review: «…где бы я ни оказывался, мой интерес везде воспринимали как нечто странное — у людей, живших рядом с этими домами, еще было сильное похмелье от советского периода». В принципе, это неудивительно для европейца.

Академия наук в Москве.

Институт информации в Киеве.

Санаторий «Дружба», Ялта.

Дача Андропова в Пярну, Эстония. «Сейчас же наблюдаются симптомы реабилитации, — пишет фотограф. — В Эстонии и Литве, например, новое поколение призывает признать эти здания памятниками архитектуры. Отвергая идеологические предпосылки, молодые люди понимают, что лучше сохранить неоднозначное наследие, чем оказаться перед исторической пустотой».

Административное здание, Рапла, Эстония.

Дача Брежнева в Паланге, Литва.

Отель на Домбае.

Советское посольство на Кубе, Гавана.
12.03.2017, 9:54
типа того
Могли, если хотели, хотя бы так. Только почему же понатыкано великое множество безликих коробок на 1/6 суши? В них невозможно жить, заболевает психика. Причём и архитекторов выпускалось огромное множество, да, видно, ни на что они не годились, поэтому и «гнали» эти уродские коробки: коробку трудно испортить. Радует, что всё же были проекты, хотя бы 90 сооружений на всю огромную страну.
Надеюсь, что памятник жертвам немецких оккупантов в Литве уже демонтировали, такого не должно быть.