В Советском Союзе мотоциклы проектировали и выпускали не реже, чем автомобили. Некоторые из них успели прославиться на всю страну и даже стали легендами автопрома, навсегда завоевав теплое местечко в народной памяти. Отдельные из этих моделей дожили и до наших дней, а другие начали возрождаться из пепла.
1. «Иж»

Ижевский машиностроительный завод первоначально делал оружие. С 1929 года предприятие начало выпускать мотоциклы, которые пользовались в СССР огромным успехом. Так, ИЖ Планета-2 (именно он на снимке) был сделан в 1964 году и стал самым массовым мотоциклом страны.
2. «Минск»

Минский мотоциклетно-велосипедный завод был построен в 1945 году сразу после Второй мировой войны, и успешно работает до сих пор. В 1951 году в серию пошел первый «Минск» M1A. На снимке запечатлена модель М-103, выпускавшаяся с 1962 по 1964 год.
3. «Урал»

На сегодняшний день Ирбитский мотоциклетный завод едва ли не единственный, который все еще выпускает мотоциклы с боковым прицепом. Основано предприятие было в 1941 году. В лучшие времена «Уралы» с его конвейера сходили миллионным тиражом.
4. «Днепр»

Детище Киевского мотоциклетного завода, который был основан в 1945 году. Первой моделью предприятия стал К-1Б «Киевлянин». На фотографии запечатлена достаточно популярная модель - «Днепр» М-72 от 1957 года производства.
5. «Тула»

А вот детище Тульского машиностроительного завода - ТГА200 «Муравей». Несмотря на то, что сегодня ТулМаш мотоциклы больше не выпускает. Такие модели, как «Тулица», «Муравей», «Турист» навсегда вошли в историю страны.
6. «Ковровец»

Оружейный завод имени Дегтярёва в Коврове выпускал также и мотоциклы. Именно здесь собирали с 1946 года «Ковровец» и «Восход». На фотографии модель от 1957 года производства «Ковровец» К-175.
7. ТИЗ

Таганрогский инструментальный завод - это один из первых и немногих еще довоенных производителей мотоциклов в СССР. На снимке модель ТИЗ АМ-600 выпускавшаяся с 1935 по 1943 год. Стоит, правда, отметить, что после войны завод мотоциклами больше не занимался.
8. «Рига»

Нельзя не вспомнить творения завода «Саркана звайгзне». Мопеды «Рига» были вожделенной вещью для многих молодых людей страны. На снимке 11-ая модель, которая производилась с 1976 года.
9. «Карпаты»

Львовский мотозавод появился еще в 1919 году. Правда, в те времена он назывался скромно «Металл». Был широко известен своими мопедами «Верховина» и мокиками «Карпаты». На фотографии можно увидеть ЛМЗ-2.752 «Карпаты-2» от 1989 года.
10. ПМЗ

В заключение хочется упомянуть и творения Подольского механического завода. В период с 1934 по 1939 год занимался строительством тяжелых мотоциклов. На фотографии модель ПМЗ-А-750.
05.05.2018, 15:40
Рабенгут
Да, офигенски популярными были эти мотоциклы, по причине того, что других не было. Позже пришла чешская «Ява» – это был космический корабль по сравнению с телегой. У друга был «Днепр», прерыватель-распределитель крепился на передний конец распредвала. Криворукий токарь выточил распредвал с эксцентриситетом переднего конца – прерыватель-распределитель постоянно разбивало, заменено было несколько штук. Коленвала в продаже не было. Совсем.
В советское время я работал на самосвале ЗИЛ-ММЗ, у отца был легковой автомобиль ИЖ-Москвич и некоторое время был у меня мотоцикл «Восход 3М». Не оставляет чувство, что все три средства передвижения сошли с одного конвейера: неаккуратно сляпанные, течь масла изо всех щелей устранить невозможно в принципе, моторы после скорого перегрева попросту дохнут, отопление не работает, вибрация наводит на мысль, что коленвал и прочие вращающиеся детали никто не балансировал, не считал нужным заморачиваться. Чтобы мотор не был грязным – его нужно мыть каждый божий день. Не хочу даже вспоминать этот ужас.