Fresher

Лучшее из Рунета за день !
Разместить рекламу

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время


За стенами исторических домов Санкт-Петербурга скрыто множество интереснейших вещей; будь то парадные, коммунальные квартиры, печи, полы, различные элементы декора. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Недавно, впервые в Санкт-Петербурге провели экскурсию по историческим лифтам. Подъемников, которые можно считать настоящим произведением искусства, в Северной столице осталось около 50. Текст: Алексей Шишкин, Мария Райская Организатором мероприятия выступила компания “МЛМ Нева трейд”, один из лидеров по замене лифтов в городе. Экскурсию провел краевед Алексей Шишкин.

Пассаж

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников В начале 1900-х самые вместительные и современные пассажирские лифты располагались в здании универмага “Пассаж”. Сохранившийся до наших дней лифт (а точнее его шахта) обслуживал сразу 64 коммерческих помещения и одновременно вмещал трех человек. Для Российской империи это был настоящий эксперимент, ранее таких вместительных лифтов в торговых зданиях не устанавливали. «Сегодня средняя грузоподъемность пассажирского лифта составляет от 350 и до 500 кг или 5-7 человек, пояснил технический директор компании «МЛМ Нева трейд» Максим Ковалев, но бывают и уникальные подъемники, способные одновременно перевозить сразу 80 человек. Такой лифт есть в Японии». 
В наше время от лифта уцелела только фигурная металлическая шахта, а также старые «буковые» направляющие. При последней реконструкции в шахте была установлена новая кабина и механизм.

Дом Елисеевых

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Сергей Ермохин Считается, что первый лифт в доходном доме в Петербурге появился в 1890-м году в доме Елисеевых на Фонтанке. От него уцелели лишь мелкие фрагменты декора первоначальной шахты. Примечательно, что лифт был предусмотрен в здании уже первоначальным проектом. До наших дней от него сохранилась почти комплектная шахта с обильным металлодекором. Она имеет необычную для сегодняшнего дня круглую форму. «Сегодня панорамные лифты – круглые или полукруглые, как правило, устанавливают только в торговых центрах, бизнес-центрах и т.д. – пояснил Максим Ковалев, – Сейчас есть организации, которые специализируется на производстве круглых лифтов. Но при этом практически у каждого завода-изготовителя в ассортиментной линейке присутствует круглая модель подъемника». Предположительно, подъемник, как и лифты Витебского вокзала изготовлен на заводе “Сан-Галли”. Отличительной чертой является то, что первоначально подъемник работал от парового двигателя, что не слишком удобно для жилого дома, так как такой механизм требует много пространства и топлива.

Дом Мертенса

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Сергей Ермохин Электрический подъемник в доме на Невском, 21 был установлен в 1907 году. Его произвели в Берлине на предприятии «Сименс-Шуккерт». «Компания «Сименс» стала пионером электрического лифтостроения, ее инженеры впервые испытали электроподъемники в Германии в 1880 году. Такие лифты стали доставлять пассажиров значительно быстрее» – отметил Ковалев. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Асхат Бардынов Лифт поставлен в «премиальной комплектации». В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, кожаные сидения. Пользоваться лифтом можно было лишь строго с помощью оператора. Он мог поднять до 400 кг за раз. В 1955 году подъемник прошел модернизацию, был заменен оригинальный силовой механизм, кабину, однако, что необычно для СССР, сохранили. Современный вид лифту придали в 2008 году при реставрации и реконструкции фирмой «Штейн», той самой, что когда-то установила подъемник в доме журналиста. Сейчас в здании располагается магазин одежды Zara.

Общество взаимного кредита

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Святослав Акимов В здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13 сохранилось ограждение одной из самых старинных лифтовых шахт. Подъемник был установлен с 1888 по 1900 год. Здание должно было стать одним из самых передовых финансовых учреждений в Европе, поэтому лифт был заложен в проект здания изначально. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Асхат Бардынов Дизайн подразумевает наличие сразу двух «фасадов»: на парадном помещен вензель с логотипом Общества, а в боковом расположена дверь для входа пассажиров. Кроме того, верхняя станция подъёмника в отличие от нижней декорирована так, чтоб лифт был максимально незаметен, и техническое устройство не нарушало общий вид интерьера второго этажа фойе. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников Сейчас в старой шахте стоит советский лифт в неработоспособном состоянии. В наши дни в здании находится офис «Росбанка».

Дом Зингера

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Асхат Бардынов В здании американской компании «Зингер» на Невском,28 изначально планировали установить четыре лифта, как в американских небоскребах, лестница предполагалась только пожарная. Однако архитектор Павел Сюзор со временем внес в проект изменения. Число подъемников сократили до двух, а рядом разместили широкую мраморную лестницу в стиле модерн. Сами лифты поставила в 1902-1904 годах американская же компания «Отис». Внешнее оформление шахт выполнила мастерская «Карл Винклер». «Компания «Отис» внесла большой вклад в развитие мировой лифтовой отрасли – Элайша Отис изобрел первую систему безопасности лифтов – ловители. Благодаря этому в случае обрыва лифт не падает, а задерживается специальными ловителями. Кроме того, в компании изобрели систему вызова лифта нажатием кнопки, для приведения лифта в движение нужна была целая команда специалистов», – добавил Максим Ковалев. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников Оригинальные подъемники были утрачены в советское время, на их месте сегодня установлены новые современные кабины. Зато декор шахт был полностью восстановлен во время последней реставрации. Сегодня в здании располагается офис российской социальной сети «ВКонтакте».

Дом Журналиста

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Асхат Бардынов Лифт в особняке Сухозанета на Невском, 70, в котором сейчас располагается Дом журналиста, появился в 1910-1911 годах при реконструкции здания под нужды Торгово-промышленного союза. Это одна из первых работ петербургской фирмы «Оригинальный лифт Штейна», которая сотрудничала со швейцарской фирмой Schindler. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников Необычная деталь – лифт был гидравлическим. Подъемник приводится в движение за счет поршня. Подземное помещение заполнено водой, а давление выдавливало поршень. Когда пассажирам нужно было спуститься – воду спускали. Благодаря этому обеспечивалась исключительная плавность хода. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников «Сегодня технология гидравлических лифтов используется в частных домах или в небольших шахтах, в высотках такую систему не применить, поскольку конструкция имеет ограничения по высоте», – пояснил Ковалев Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников Редкая особенность – в лифте на Невском, 70 уцелела не только шахта, но и кабина. Сейчас к ней присоединен современный гидравлический движок.

Здание бывшего Волжско-Камского Банка

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Асхат Бардынов Лифт в здании бывшего Волжско-Камского банка на Невском, 38 – первоначально был установлен в 1898 году при реконструкции здания под нужды финансового учреждения архитектором Бенуа. В советское время было решено, что подъемник тут не нужен и его вместе с шахтой демонтировали. К сожалению, такие решения были распространенным явлением. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Сергей Ермохин «Раньше старинные лифты не рассматривались как ценность: их заменяли на более современные, демонтировали за ненадобностью. Только недавно отношение изменилось, теперь мы их исследуем, любуемся и пытаемся максимально сохранить все детали, » – сказал Максим Ковалев.

Витебский вокзал

Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников Уже в начале прошлого века на одном из красивейших железнодорожных вокзалов Петербурга – Витебском работали сразу 11 подъемных машин. Один из самых крупных и важных лифтов – №11 предназначался для спуска с платформы крупногабаритного багажа. Он работал от электромотора, скорость подъема составляла 500 мм в секунду. Такая скорость сопоставима со скоростью современного подъемника. Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников «Скорость подъема лифта зависит от этажности дома, например, в 9-этажном доме лифт может ехать со скоростью от 0,63 м/c до 1 м/c. Конечно, в небоскребах речь идет о совсем других скоростях. Например, в Лахта центре скорость лифта составляет 8 м/c». – пояснил Максим Ковалев Дореволюционные лифты в Санкт-Петербурге в наше время Фото: Максим Дынников Лифт и лифтовая шахта изготовлены в Петербурге на заводе «Ф.Ф. Сан-Галли» на Лиговском проспекте. Внизу под лифтом находится багажный тоннель, оборудованный горизонтальным транспортером. Всего на станции были пассажирские и грузовые лифты трех типов: электрические, электро-гидравлические и оборудованные ручным приводом, на случай отключения тока. Лифт №10 предназначался специально для подъема и спуска больных на носилках и в колясках. Увы, сегодня ни один из лифтов на вокзале не функционирует.
Нравится? Жми:
Источник
02.04.2019

Комментарии (1)

02.04.2019, 16:47

Alex( новый)




123, 122, 121, 120, 119, 118, 117, 116, 115, 114, 113, 112, 111, 110, 109, 108, 107, 106, 105, 104, 103, 102, 101, 100, 99, 98, 97, 95, 95, 94, 93, 92, 91, 90, 89, 88, 87, 86, 85, 84, 83, 82, 81, 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70, 69, 68, 67, 66, 65, 64, 63, 62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1