Fresher

Лучшее из Рунета за день !
Разместить рекламу

Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе

Обычай купаться в росе уходит корнями в далекое языческое прошлое, при этом оставаясь распространенной практикой и в двадцать первом веке. «Живая вода» из русских сказок – оживляющая, возвращающая силы – не просто часть русского фольклора, в ее волшебные и защитные свойства верили многие народы, а доступна она бывала перед рассветом в некоторые весенние и летние дни. Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе

Начало лета и Егорий Вешний

Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе Утренняя роса – популярное во все времена средство оздоровления и омоложения. Она представляет собой символ раннего утра, свежести и бодрости, выполняя функции полезных водных процедур. Росой умываются, по ней ходят босыми ногами, в ней даже купаются – как и много веков назад, когда это все было не просто модным и приятным развлечением, но и частью представлений наших предков об устройстве мира. Ритуалы, связанные с купанием в утренней росе, когда-то давно были направлены не только на укрепление здоровья, тем более, здоровья в привычном сейчас понимании слова. Главное назначение обрядов в первую очередь было связано с попыткой «договориться» с силами природы – о хорошем урожае, о благополучии селения, о защите скота от болезней и падежа – и о счастливом устройстве собственной жизни. Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе В. Прушковский. Встреча утренней зари Роса – это капли воды, которые выступают на растениях в ночное время, из-за понижения температуры. Она неизменный спутник начала летнего дня, восхода солнца. Солнце же в культуре любого народа – объект поклонения и обожествления. Все обряды, связанные с росой, проводились до рассвета, когда она была еще «непочатой». Особое значение славяне уделяли ритуалам Юрьева дня, или Егория Вешнего – праздника, наступавшего 23 апреля по старому стилю (6 мая – по новому). Именно так – Юрий или Егорий – в народной традиции называли святого Георгия Победоносца. Егорий Вешний открывал летний период, «теплую» часть года, в этот день просили о плодородии и изобилии. Проводили обряды, связанные с первым выгоном скота. Согласно материалам этнографов, на Руси этот день становился своего рода «профессиональным» праздником пастухов. Помимо выпаса, собирали лечебные травы, разводили костры, проводили обряды на урожай – и купались в егорьевской, или юрьевской, росе. Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе «Юрий отмыкает землю, выпускает росу», «Юрьева роса от семи недугов» - в силу влаги, которую давала земля, верили как в силу самого солнца. Да и земля считалась не просто одной из четырех стихий, но и живым существом – ей поклонялись, ее воспевали, существовала даже традиция исповеди земле – без участия священника. Соприкосновение же с первой росой – на Юрьев день – считалось магическим, чудодейственным. «Будь здоров, как Юрьева роса» - желали друг другу. Росу собирали впрок – для этого использовали чистую льняную скатерть, тщательно высушивали ее накануне на солнце, а ранним утром проводили по росистым травам и отжимали влагу в глиняные емкости. Собранную росу использовали как лекарство – считалось, что она избавляет от многих хворей.

Летнее купание в росе и Иванов день

Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе И. Крамской. Русалки Купание в росе считалось «чистым», потому что вода, которой омывались славяне, была «небесной», в отличие от той, которой были наполнены реки, озера и прочие водоемы – там, по поверьям, жила разная нечисть, которую опасались. Лишь на короткое время русалки и водяные покидали свои привычные места обитания и теряли возможность вредить купальщикам – начиная с праздника Ивана Купалы и до Ильина дня. Впрочем, купание в росе в эти летние недели продолжалось, ритуал приобретал еще большую ценность и значение. А вот 25 мая (7 июня по новому стилю), когда наступал Иван Медвяные росы, все обстояло по-другому. Роса в этот период становилась сладкой, с медовым привкусом – отсюда и название. Считалось, что она вредит и растениям, и людям, а на скотину наводит мор. В день 25 мая отмечали церковный праздник обретения главы Иоанна Предтечи. Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу Без купания в росе не обходился главный славянский праздник лета – Иван Купала. Его отмечали 24 июня (7 июля по новому стилю). По церковному календарю на этот день приходится праздник Рождества Иоанна Предтечи. Точнее же, начало обрядов и гуляний приходилось на предшествующий Ивану Купале день – накануне праздновали Аграфену Купальницу. Из стихотворения Есенина - "Матушка в купальницу по лесу ходила, Босая с подтыками по росе бродила" - пройтись по росе босиком следовало женщинам, уже побывавшим замужем. Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе Г. Семирадский. Ночь на Ивана Купалу На Аграфену можно было начинать купаться – нечисть, по поверьям, исчезала из водоемов, да и вода становилась достаточно теплой. Обрядов и ритуалов в ночь с 23 на 24 июня приходилось множество: и хороводы вокруг костра (огонь для него часто добывали древним способом – трением), и прыжки через него, и поиски цветка папоротника, и катание по росе. Девушки окунались в росу, чтобы «парни гонялись», умывали ею лицо и руки, чтобы быть кожа была чистой и долго не старилась. 29 июня (12 июля) отмечали Петров день – конец купальских обрядов. Вместе с Ивановым днем этот праздник был посвящен расцвету сил природы и плодородию. Былина об Илье Муромце прямо указывала на волшебные свойства росы: «Ты ведь пой-косе своего жеребеночка, Ты ведь пой его да на реке Муравенке, Ай кататьсе давай ты ему в трех росах, Как бы в трех его росах: да во первой росе, Во первой росе катай все во Иванскою, Во второй росе катай ты во Петровскою, Во третей росе катай коня в Ильинскою; Ты давай ему кататься в зеленых лугах, - Тебе будет ведь конь-то служить правдой-верою; Побеждать-то будешь на коне, все бить многих богатырей» Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе В. Васнецов. Богатырский скок. Третий раз коней купали в росе на Ильин день – 20 июля (2 августа)

"Живая вода"?

Как и другие языческие ритуалы, обряды с купанием и умыванием росой знакомы не только славянам. Утренней живой воде поклонялись и другие племена и народы - западные славяне, жители других европейских земель – предки современных австрийцев, испанцев, французов, скандинавов. Росу собирали и использовали восточные целители По всей видимости, все индоевропейские народы были знакомы с обрядом купания в росе и умывания росой. В том числе и на эти верования опирались христианские проповедники, разъясняя язычникам-славянам суть новой веры. Омовение «небесной влагой» - росой – было сродни обряду крещения святой водой. Да и для Иудеи, с ее пустынями, роса была спасением и благословенным источником влаги – за ночь выпадало такое количество живительной влаги, что заменяло собой дождь, редкий в тех краях. Даже Ветхий Завет содержит описания чудес, связанных с росой. Откуда пошел обычай наших предков купаться в росе Достаточно скудное количество зафиксированных обрядов с купанием в росе связано, скорее всего, с тем, что ритуалы, которыми славился тот же Иван Купала, церковью резко осуждались – правда, несмотря на это, упрямо поддерживались в народе. «Плескание и плясание», а затем «прельщение и падение» - так описывали происходящее церковники, и это в целом соответствовало действительности – тема плодородия порождала действительно противоречащие христианской морали последствия. Правда, только с позиций священнослужителей – для простого люда смешение языческих верований и православного вероисповедания носило абсолютно естественный характер и не нуждалось в каких-либо запретах и ограничениях.
Нравится? Жми:
Источник
08.06.2019

Добавить комментарий

Воздержитесь от ненормативной лексики и от оскорблений в чей-либо адрес –такие комментарии будут удаляться.




123, 122, 121, 120, 119, 118, 117, 116, 115, 114, 113, 112, 111, 110, 109, 108, 107, 106, 105, 104, 103, 102, 101, 100, 99, 98, 97, 96, 95, 94, 93, 92, 91, 90, 89, 88, 87, 86, 85, 84, 83, 82, 81, 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70, 69, 68, 67, 66, 65, 64, 63, 62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1