Fresher

Лучшее из Рунета за день !
Разместить рекламу

Ошибки родителей при воспитании детей


Опытная няня с 25-летним стажем и психолог Джо Фрост рассказывает о типичных проблемах современных родителей и способах их решения в своей книге «Пять элементов гармоничного воспитания малыша. Руководство от суперняни» Ошибки родителей при воспитании детей Можно ли ставить детей в угол? Почему повышать голос на ребенка бесполезно? Психолог и няня Джо Фрост выработала свою методику воспитания детей, которая позволяет родителям справляться с проблемным поведением их чад. Перевод книги «Пять элементов гармоничного воспитания малыша. Руководство от суперняни» выходит в издательстве «Альпина Паблишер» в конце декабря. Forbes Woman публикует отрывок об эффективных и неэффективных дисциплинарных методах воспитания.

Почему родители забывают о дисциплине

Кое-кто из родителей уклоняется от дисциплинарного воздействия на детей, опасаясь обвинений в жестоком обращении с ребенком. Но дисциплина отнюдь не обязательно выражается в физическом наказании. Я против подзатыльников и всех прочих форм грубого физического воздействия. И я горжусь тем, что в Великобритании мне удалось отучить 67 процентов родителей от привычки шлепать детей, просто объяснив им преимущества других способов воздействия. Еще одна причина, по которой многие родители в США не приучают детей к дисциплине, заключается в том, что сами они выросли в семьях, где с детьми обращались сурово, а потому сознательно или подсознательно не хотят повторения прошлого. К сожалению, многих, когда они были детьми, в родительском доме обижали. Они не усвоили приемов правильного воспитания и поэтому боятся, что любые попытки привить дисциплину детям выльются в жестокое обращение с ними. Даже просто разговаривая с детьми строго, они вспоминают, как их в детстве стегали словами. Если это относится и к вам, то мне хотелось бы объяснить, что мои правила дисциплины — не жестокое обращение с детьми, а часть воспитания, которое любящие родители должны дать своим детям. Помните, что вы должны не просто приучать ребенка к дисциплине, — вы должны применять и другие методы, описанные в этой книге, с любовью к ребенку и намерением развивать и поддерживать его. Следуя этим путем, вы сумеете разорвать порочный круг плохого поведения и подготовить ребенка к будущему. Иногда родители не уделяют должного внимания дисциплине, поскольку не вполне понимают свое родительское предназначение. Согласно данным недавно проведенного исследования, 25 процентов родителей заявили, что «опасение расстроить ребенка» заставляет их отказаться от дисциплинарных мер; треть родителей признались, что относятся к воспитанию детей «легкомысленно». При этом их беспокоит, что дети неуправляемы и это помешает им в будущем! По-моему, такое отношение ведет к полному провалу в воспитании. Роль родителей заключается не в том, чтобы любой ценой доставлять ребенку сплошное удовольствие с утра и до вечера, а в том, чтобы вырастить его умным и добрым человеком, полезным членом общества. Некоторые родители могут считать иначе, но в вопросе о дисциплине двух мнений быть не может. Ребенок нуждается в ней не меньше, чем в пище и воде.

Эффективные и неэффективные дисциплинарные методы

Недавно веб-сайт для родителей BabyCenter провел опрос среди 1500 матерей в возрасте от 25 до 39 лет с целью выяснить, как их самих в детстве приучали к дисциплине и как они теперь приучают к дисциплине собственных детей. Результаты опроса показывают не только характер «дисциплины» в представлении современных родителей, но и сдвиги в понимании того, что допустимо. Я ставлю слово «дисциплина» в кавычки, поскольку среди названных только первые три метода можно отнести в разряд имеющих к ней отношение, ведь они могут приучить ребенка оценивать свое поведение. Знакомясь с моей оценкой этих методов, подумайте над своей методикой воспитания и над тем, какие коррективы вы можете в нее внести.

Тайм-аут

Мой метод «Поставить в угол» можно считать одной из форм тайм-аута. Он хорошо действует, если ребенок достаточно развит, чтобы понимать ваши слова (применяется с возраста около двух лет). Его применение предполагает несколько этапов, что приучает ребенка сознавать последствия своих поступков, и к пяти-шести годам он становится менее импульсивным и лучше контролирует свое поведение. Сделайте предупреждение. Скажите ребенку, что он поступает неправильно и будет отвечать за это, если не прекратит шалить. Это дает ему возможность исправиться самому. Объясните ребенку, за что его «ставят в угол». Это помогает детям соотнести причину («Ты ударил») и следствие («Теперь тебе придется сидеть здесь»). Поместите его туда, где вы можете наблюдать за ним. Это не только поможет следить за тем, чтобы он оставался на месте, но и предотвратит развитие страха отчуждения от матери, который присущ ребенку в раннем детстве и потом проходит. Установите временной период наказания: одна минута на год возраста. Это позволяет добиться положительного результата, не оставляя ребенка одного слишком надолго. К тому же у маленьких детей внимание быстро отвлекается. По окончании срока наказания напомните, что он натворил. Это тоже поможет ему осознать, за что его отправили в угол. Попросите извиниться. Это поможет ему понять, что плохие поступки можно искупить. Заодно это разовьет в нем способность к участию, пониманию того, что другим может быть плохо от его шалостей. Обнимите и поцелуйте. Это покажет малышу, что вы больше не сердитесь и по-прежнему любите его.

Лишение привилегий

Этот метод эффективен в том случае, если вы приучили ребенка к хорошему поведению. Тогда, лишая его того, чего ему очень хочется, вы тем самым даете ему понять, что он наказан за нарушение правил. Если связь между поступком и наказанием не установлена, то этот метод ничему ребенка не научит. Приведу пример. В семье, где я работала, было несколько детей. Однажды они играли на улице, катаясь наперегонки на своих игрушечных автомобильчиках. При этом они укатились довольно далеко от дома. Мать громко окликнула их: «Стоп! Поворачивайте назад. Там опасно». Дети притворились, что не слышат. Что сделала мать? Она забрала машинки и сказала: «Я поставлю машинки в угол». Наказывать игрушки? Я указала ей на то, что в ее поступке нет смысла. За что наказывать машинки? За то, что дети с ними плохо обращались? Неуместное лишение удовольствия всего лишь косвенно подтверждает, что вы рассержены. Научила ли эта мама своих детей слушаться? Отнюдь нет. Позже мы вернемся к этому методу, и я расскажу вам о его применении подробнее.

«Домашний арест»

Сидеть «под домашним арестом» — это одна из форм лишения привилегий, лишение свободы и права выйти на прогулку или участвовать в любимых играх. Обычно этот метод применяется к детям постарше и подросткам, для которых ограничение свободы — очень суровое наказание. Мой метод «посадить на скамейку запасных» — это разновидность «домашнего ареста» для детей младшего возраста. Когда ребенок плохо ведет себя с другими детьми, вы заставляете его сесть и одну-две минуты смотреть со стороны, как играют другие. Чтобы метод сработал, вы должны обязательно объяснить ему, почему его заставили сидеть в сторонке, что он сделал не так и какого поведения вы от него ожидаете, когда ему снова позволят играть со всеми вместе.

Физическое наказание

Недавно я смотрела грустный видеоролик, снятый через забор соседом, который подглядывал, как папа играет в мячик с трехлетним малышом. Выронив мяч, ребенок получал от папы подзатыльник. Чему это могло научить напуганного кроху? Страху — он ни в коем случае не должен ронять мяч, и вообще он должен иметь глазомер и координацию движений 18-летнего подростка. Поведение папаши на этом видео выглядело совершенно бессмысленным и продиктованным лишь раздражительностью и от него не было никакого проку. Смею предположить, что этот папа воспитывался в семье, где детей частенько били, и он усвоил это как норму семейной жизни. Тридцать процентов детей, которых бьют родители, впоследствии склонны бить собственных детей. Подобно другим таким же жестоким родителям, этот папаша находил оправдание своему поведению, хотя его действия не только не помогали развивать у ребенка интерес и навыки игры, но, напротив, препятствовали этому. Жестокое обращение с детьми распространено в США как самая настоящая эпидемия. Ежедневно в стране погибает от домашнего насилия пять детей, и за последние 15 лет их число все возрастало. Это недопустимо. Многие родители, с которыми в детстве жестоко обращались родители, даже не осознают, что это такое, и продолжают традицию, избивая собственных детей. Если вы или кто-то из ваших знакомых проявляет жестокость в обращении с детьми, обращайтесь за помощью. Звоните или пишите в соответствующие организации — и вы получите квалифицированный совет и помощь. Может, вы считаете, что порка вполне уместна, но, если вы убеждены, что имеете право жестоко избивать ребенка и всякий раз находить для этого убедительное оправдание, это уже не наказание, а насилие. Телесное наказание сопровождается долгосрочными негативными последствиями. Оно создает проблемы само по себе и явно не дает положительных результатов. Возможно, ваш ребенок станет послушнее — из страха, по крайней мере, в вашем присутствии. Но такое наказание ничему не учит. Поясню. Добиваясь послушания поркой, вы тормозите развитие той части коры головного мозга ребенка, которая отвечает за оценочные суждения. Телесное наказание порождает страх, и ребенок реагирует на него из-за примитивного инстинкта самосохранения. Он просто пытается избежать боли, не задумываясь над тем, что именно плохо в его поведении и чем оно может быть неприятно для других людей. Конечно, такое понимание формируется не раньше подросткового возраста, но вы должны заложить его основы как можно раньше. Побои отнюдь не способствуют психическому и умственному развитию ребенка. Избивая своего ребенка, вы калечите его душу. Почти все родители, регулярно избивающие детей, в свое оправдание говорят, что их самих так наказывали в детстве и им это не повредило. Однако я рассуждаю иначе, и читатели этой книги наверняка согласятся со мной. Спросите самих себя, правы ли вы? Так ли все обстоит на самом деле? Прислушайтесь к собственной совести, ведь вам не удастся заглушить ее голос. Избивая или шлепая ребенка (неважно, каким словом вы называете телесное наказание), подумайте, за что именно вы наказываете его. За то, что не слушался? Выбежал на улицу? Не собрал игрушки? Подрался? Эта книга поможет вам отучить ребенка от нежелательного поведения не разрушительным, а созидательным путем, который не только привьет ему образ правильного поведения, но и создаст между вами устойчивые, доверительные отношения. В нашем обществе происходят кардинальные перемены в отношении к телесным наказаниям. Нечто подобное было связано с курением. Мы прошли путь от повального увлечения этой вредной привычкой к полному запрету на курение в общественных местах. Правильность выбора определяется уровнем просвещения. Обратите внимание на разницу между матерями, прошедшими школу BabyCenter, и их родителями. Давайте сведем к нулю количество родителей, избивающих собственных детей!

Окрики

Я не знаю родителей, которые не кричали бы на своих детей в опасной ситуации. Ребенок выбегает на улицу, и вы кричите, чтобы остановить его, потому что это опасно. Это абсолютно естественная, непроизвольная реакция. Другое дело — окрик как метод воспитания: здесь он не годится, поскольку не способствует формированию у детей понимания, что хорошо, а что плохо и почему. К тому же этот метод не достигает цели, потому что ребенок быстро привыкает к вашему крику и уже не реагирует на него. Поистине, в одно ухо влетает, из другого вылетает. К сожалению, многие родители, отказавшись от телесных наказаний, прибегают к окрикам. Но это не менее вредно. Кричат не столько от желания воспитать ребенка, сколько от стремления установить над ним контроль. Подобно побоям, окрики выражают всего лишь гнев и раздражение родителей, но ничему не учат. Я не хочу сказать, что родители не должны выражать свои чувства, но крик показывает, что вы не контролируете себя и тем самым подаете дурной пример ребенку.

Принуждение к извинениям

Разъяренные родители вынуждают ребенка просить прощения, но такое извинение малоэффективно, потому что не приучает ребенка понимать, в чем, собственно, он провинился. Извинение только тогда оказывает воспитательное воздействие, когда ребенок спокойно подумает над своим поведением и поймет, что поступил дурно. Только после этого, в знак раскаяния, он может попросить прощения.

Унизительные критические замечания

Критические замечания, сказать по правде, унижают ребенка: «Бестолковый!», «Противный!». Это сродни словесному насилию. Такие оскорбительные реплики разрушают чувство собственного достоинства, а заодно и доверительные отношения между ребенком и родителями. Такие замечания неуместны в принципе. Существует огромная разница между оскорбительными репликами и разъяснениями, направленными на то, чтобы ребенок понял, что он натворил: «Меня огорчает твое поведение. Как ты думаешь, что ты сделал не так?» Пятилетний ребенок вполне способен ответить на такой вопрос. Детям младшего возраста можно дать подсказку: «Билли было очень больно, когда ты его ударил. Посмотри, какой у него синяк. Не очень-то добрый поступок, правда?» В детях следует воспитывать чувство сострадания. Если бы мы всегда помнили об этом, то не стали бы свидетелями ужасающей статистики о драках в детском саду и начальной школе, когда семилетние дети пинают друг друга!
Нравится? Жми:
Источник
22.12.2019




123, 122, 121, 120, 119, 118, 117, 116, 115, 114, 113, 112, 111, 110, 109, 108, 107, 106, 105, 104, 103, 102, 101, 100, 99, 98, 97, 95, 95, 94, 93, 92, 91, 90, 89, 88, 87, 86, 85, 84, 83, 82, 81, 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70, 69, 68, 67, 66, 65, 64, 63, 62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1