Fresher

Лучшее из Рунета за день !
Разместить рекламу

Какой запомнится Галина Волчек


Какой запомнится Галина Волчек Галина Волчек во время сбора труппы театра «Современник» Фото Артема Геодакяна / ТАСС 26 декабря в Боткинской больнице умерла режиссер, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек. Она управляла театром 40 лет. При ее участии свои первые шаги в профессии сделали режиссеры Валерий Фокин и Кирилл Серебренников, драматург Николай Коляда. В театре Галина Волчек пестовала актрис-королев: Марину Неелову, Елену Яковлеву, Ольгу Дроздову, Чулпан Хаматову 26 декабря, когда в «Современнике» шел спектакль «Анархия», не стало его художественного руководителя, народной артистки СССР Галины Волчек. Все произошло стремительно. 19 декабря она отметила 86-й день рождения в театре, чуть раньше, 10 декабря посетила спектакль «Ревизор» в «Табакерке», где сидя в инвалидном кресле произнесла такую щедрую речь в адрес Владимира Машкова, какую он, наверняка, будет помнить всю жизнь. У Волчек вообще было прекрасное качество чувствовать чужой талант. Какой запомнится Галина Волчек Галина Волчек и Марина Неелова во время репетиции спектакля «Три сестры» (1983 год)Галина Волчек и Марина Неелова во время репетиции спектакля «Три сестры» (1983 год)Фото Владимира Яцины / Фотохроника ТАСС Уже 23 декабря ее госпитализировали с внезапно развившейся пневмонией в Боткинскую больницу — все происходило так, как у Марка Захарова, с которым она приходила прощаться этой осенью. Днем 26 декабря ей стало совсем плохо, а вечером она умерла. Галина Волчек возглавляла «Современник» на протяжении 40 лет, что само по себе уникально, и была выдающейся женщиной нашего столетия. Она родилась 19 декабря 1933 года в семье кинооператора Бориса Волчека, работавшего почти на всех картинах Михаила Ромма — «Пышке», «Мечте», «Ленине в Октябре», — воспитавшего цвет российской операторской школы — Георгия Рерберга, Вадима Юсова, Петра Тодоровского. С детства Галина Волчек знала всех великих кинематографистов, начиная с Эйзенштейна. В военные годы, находясь в Алма-Ате, куда эвакуировали «Мосфильм», она постоянно видела своего любимого Ромма, Юлия Райзмана, Александра Птушко, Ивана Пырьева, любила покататься в танке с дядей Колей Крючковым, снимавшемся тогда в картине «Парень из нашего города». Девчонкой бежала по зову подруг посмотреть на тетю Люсю Целиковскую, лежавшую в гробу на съемках «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Кино она отравилась с детства. И сын Волчек Денис Евстигнеев пошел на операторский факультет ВГИКа, а потом стал режиссером и продюсером. Какой запомнится Галина Волчек Главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек, драматург Владимир Малягин и режиссер Михаил Али Хусейн на репетиции (1978 год)Главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек, драматург Владимир Малягин и режиссер Михаил Али Хусейн на репетиции (1978 год)Фото Валерия Христофорова / Фотохроника ТАСС Галина Волчек начинала как актриса. И прежде чем поступить в Школу-студию МХАТ, отправилась показываться к Ромму и получила от него благословение. Одним из ее педагогов стал молодой Олег Ефремов, с которым она в 1956 году и пошла вместе с другими выпускниками Школы-студии создавать свой театр, заложивший основы «Современника». Это теперь в этом нет ничего особенного, а тогда было исключительное событие. Волчек сыграла Нюрку-хлеборезку в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова, с которого и начался «Современник». Было ей тогда 22 года. В свою «золотую эпоху» «Современник» был больше, чем театр. Он стал своего рода властителем дум, где зрители получали ответы на многие важные вопросы. После ухода Ефремова Волчек волею судеб осталась у руля, который надо было как-то удержать. Сама начала ставить еще в 1962-м, продолжая актерскую карьеру. Ревела, когда Ефремов перевел ее в штат как режиссера, думала, что так будет поставлен крест на том, что она любила. При этом сама же отказалась от работы в кино, и до последних дней считала, что ничего не сыграла, кроме Реганы у Григория Козинцева в «Короле Лире». Тогда все удивлялись его странному выбору: какая Регана с такой внешностью? Но Козинцев, несмотря на сопротивление, своего добился. Никого другого он в этой роли не видел. Вообще наше кино многое потеряло в лице Волчек. А она постоянно вспоминала, как каждый раз на рынке, проходя между рядами с пучком петрушки, слышала вслед: «Вы только посмотрите! А она не такая страшная, как в кино». Даже друг нижегородской юности ее мужа Евгения Евстигнеева, придя впервые в их дом и увидев открывшую ему дверь Волчек, произнес разочарованное «Ё-оо». Говорят, что она ему этого не простила. Возможно, все было совсем не так, но до сих пор гуляет в актерской среде та давняя история. Теперь все это странно, поскольку с годами Галина Волчек все больше хорошела и стала красавицей. Она не раз говорила, что главное в театре — это вольтова дуга, соединяющая энергию сцены и зала, и что театр должен заставить зрителя катапультироваться со своего стула. Главным ее спектаклем стал «Крутой маршрут», с которым «Современник» объехал мир и даже прорвал «железный занавес». В 1997-м Волчек вручили в Нью-Йорке театральную премию американских критиков и журналистов Drama Desk Award, причем впервые не американскому деятелю, а зарубежному. Произошло это в 1996-м в США после гастролей «Современника» с «Тремя сестрами» и «Крутым маршрутом», впервые за 70 лет после того, как в 1920-е годы труппа Московского Художественного театра гастролировала в Америке. А на родине «Современник» наградами не баловали. И на критиков Волчек обижалась. Сама она была свободна и не ангажирована, полагалась на собственный вкус, а не на чье-то мнение. В 2005 году она побывала на кинофестивале «Кинотавр», где возглавляла жюри и отметила спецпризом картину ныне суперизвестного Ильи Хржановского «4». А тогда ему многие советовали покинуть страну, раз снимает такое кино и родину не любит. Волчек сказала в нашей беседе, что ненавидит, когда навешивают ярлыки, пришивают крылья на еще не существующую кожу и назначают гениев. Она ценила в художнике волю к победе, и сама ее имела. «Без нее невозможно выстоять и добиться того, чего тебе хочется, — сказала она тогда в нашем разговоре. — Я приглашаю молодых всю жизнь, с первого шага в 1972-м, когда взвалила на себя нелегкую ношу театра. Когда пригласила Валерия Фокина и сразу дала ему возможность поставить спектакль. Это теперь он мэтр, а тогда пришел из Щукинского училища с группой молодежи — Константином Райкиным, Юрием Богатыревым. Через «Современник» не просто пробежали, но прошли многие режиссеры. И это не мой отклик на моду по призыву открыть шлюзы молодым. Я всю жизнь это делала, держала руку на пульсе, понимая, что нельзя идти вперед, все время только оглядываясь назад, но и нельзя бежать вперед совсем безоглядно». Волчек всегда добавляла свежую кровь, давала дорогу драматургам — Коляде и Галину, многим другим, кто-то из них даже попробовал себя в режиссуре. Она опекала актеров как мать, особенно актрис окружала такой любовью, что они — Марина Неелова, Елена Яковлева, Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова — чувствовали себя королевами. На все хватало сил и добра. Лишь однажды не выдержала и написала заявление об уходе. Какой запомнится Галина Волчек Главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек (1980 год)Главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек (1980 год)Фото Валерия Христофорова / Фотохроника ТАСС Ее звали Волчиха, и она знала об этом. Сама когда-то придумала ударение в своей фамилии на последний слог, чтобы отличаться от знаменитого отца. Так ее многие и продолжают называть — ВолчОк. В последние годы, когда, казалось, не было физических сил, и перемещаться приходилось в инвалидном кресле, она рулила ремонтом исторического здания, пережила его и вернулась в обновленное помещение на Чистых прудах. Кто продолжит ее дело? Большой вопрос. Охотники всегда найдутся. Был бы толк. Галину Волчек похоронят 29 декабря на Новодевичьем кладбище.
Нравится? Жми:
Источник
28.12.2019




123, 122, 121, 120, 119, 118, 117, 116, 115, 114, 113, 112, 111, 110, 109, 108, 107, 106, 105, 104, 103, 102, 101, 100, 99, 98, 97, 95, 95, 94, 93, 92, 91, 90, 89, 88, 87, 86, 85, 84, 83, 82, 81, 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70, 69, 68, 67, 66, 65, 64, 63, 62, 61, 60, 59, 58, 57, 56, 55, 54, 53, 52, 51, 50, 49, 48, 47, 46, 45, 44, 43, 42, 41, 40, 39, 38, 37, 36, 35, 34, 33, 32, 31, 30, 29, 28, 27, 26, 25, 24, 23, 22, 21, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1